Система образования.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. {Мнение.}

Систему надо менять… Так говорили, шепотом, во времена Советского Союза. Так говорят теперь, как только что-то идет не по плану. Имеется в виду не только политическая система, но и любая система, связанная с производством, социальной сферой и тому подобным. Но вот в чем именно виновата действующая система, и на что ее менять, никто не говорит. Не знают или скрывают?

Повышение надоев или увеличение производительности и качества выпускаемых автомобилей зависят и от руководства и от стиля управления. Но вот на благополучие общества они никак повлиять не смогут. Если благодаря жесткому контролю со стороны председателя колхоза надои увеличились вдвое, то начальник цеха даст слабину. Как результат автомобиль с молоком застрянет в дороге, и оно прокиснет.

«Стоп!» - воскликнут некоторые. Спрашивается, а почему начальник должен постоянно контролировать своих подчиненных? Не должен, просто обязан. Система образования у нас такая. И все поломки, неудачи и срывы запланированных сроков закладываются, как минимум, в начальной школе. Поэтому менять надо систему образования.

Как, опять менять? И самое главное, что менять? Преподаватели у нас есть. И даже, частенько, очень хорошие преподаватели. Предметов тоже кучу в расписание внесли. Факультативные занятия имеются. Начальная, средняя, высшая школы имеются. И средне специальных заведений понастроили. В общем, учись.

Так-то оно так. Но не стоит забывать о единственной цели системы образования в отношении общества – воспитать хорошего специалиста. Личность не всегда разностороннюю, но всегда преданную и болеющую за свое дело. Вот такой специалист и не будет нуждаться в контроле. А все остальное, включая золотые медали и дипломы о высшем образовании, – для галочки.

Как же устроена наша система? Начиная с шести-семи лет детей обучают арифметике, языку, литературе, музыке и еще много чему. Затем к багажу знаний учеников добавляются более полезные предметы: химия, физика, астрономия, биология, география. Математика пополняется разделами геометрии и алгебры. С каждым годом появляются новые знания, которым стремятся обучить ребенка. Даже двенадцатилетнее образования пытались ввести.

А парадокс в том: нужно ли ребенку все то, чему его учат? Да, разностороннее развитие необходимо. Но не ценой потери у ребенка, а в будущем специалиста, желания стать этим специалистом. И как же наша система образования отбивает это желание? Очень просто.

Ученику говорят: учи то, учи это… Он учит… Или не учит… Ему решать. Но вот для чего он учит, ему не говорят. И ответ «Все это надо знать» здесь неуместен. Человек – животное, которое выполняет те или иные действия для того, чтобы достигнуть поставленную перед собой цель. Со стороны учителя это либо получения денег за работу, либо непосредственно обучение своим знаниям ребенка. Но со стороны ребенка все выглядит иначе. Для него процесс обучения бесцелен.

Например, научился он считать конфеты. И все! Ему хватит! Заучил формулировки законов физики, а как они связаны с реальным миром, не понятно. Биология вообще напоминает сказку, которая, судя по школьному курсу, не имеет никакого применения в жизни. Да и все естественно научные предметы никак не соотносятся между собой. То есть ученик смотрит на всю эту разбросанную картину, не улавливая цели всего обучения. Хорошо, если школьник на слово поверит учителю и будет учиться. Но и это не спасает от ошибок в будущем.

Разрозненная картина мира, представленная в школьных предметах, способствует потери человеком способности воспринимать целую картину небольшого объема пространства. Именно поэтому рекорды по урожайности ставим, а сохранить в течение года все собранное не можем. Как в школе по математике получил пятерку, а затем по русскому двойку. И, вроде бы, неплохо. Но та же ситуация с урожаем: за сбор – пятерка, а за сохранность – два, - ведет к более негативному результату. Потому что в школе цель незаметна. А в жизни, как не скрывай эту цель, она, все равно, повлияет на жизнь.

Получаем в результате, что элементы системы, которые должны работать слажено для достижения оптимального результата, работают вразнобой, как и школьник во время обучения. В итоге работают у нас точно так же, как и учатся. Пришел, отсидел установленное время и ушел. Абсолютное безразличие из-за неспособности заметить цель. Но это лишь половина беды.

А теперь о том, зачем нужен контроль начальника. Как-то прочитал очень реалистичную статью вот с такой заметкой: «В Советском Союзе была создана бюрократическая система, в которой невозможно было отыскать виновного». Поэтому виновных назначают. Эту систему СНГ (сужу по Беларуси) унаследовала с некоторыми несущественными изменениями.

И опять же зачатки и первые ростки в человеке этой системы проникают во время образования. Сперва, робко прорастают в средней школе, и уверенно закрепляются в высших учебных заведениях. Я бы назвал это состояние культом снятия ответственности.

Ученик выходит к доске и произносит: «У нас имеется уравнение… Для его решения возьмем… Далее получаем…». То есть школьник снимает с себя моральную ответственность за выполняемые действия. Потому что эти действия выполняет не он, а они. И проговаривая эти фразы, ученик все больше убеждает себя в этом.

А как же отчеты, курсовые и дипломные работы, в которых полно таких фраз, снимающих всякую ответственность за написанное, пусть даже и моральную. «Рассмотрим», «Отметим», «Предположим». «Опыт показал», «В результате опыта было обнаружено», «После преобразования уравнение примет вид» и тому подобное. Да, пускай эти фразы полностью соответствуют научному стилю. Но именно они заставляют поверить говорящего или пишущего их в то, что ответственность распределена между многими «Они, мы или уравнением, которое само принимает вид».

А все это действует на подсознательном уровне. Как программа в компьютере, так и идея о распределении ответственности, глубоко заседает в подсознании человека и постоянно точит его сознание. В итоге, всем знакомая фраза: «Я не виноват, так получилось». Да бывают природные стихии, силе которых сложно противостоять. Но предугадать их возникновение можно, и постараться предотвратить тяжелые последствия.

Вот именно для этого и следит начальство за подчиненными. Ответственность-то распределена между подчиненными, и виновного найти нельзя. Поэтому виновным считается начальник. Именно он и чувствует ту распределенную ответственность. Но и ее он пытается как можно сильнее распределить, чтобы не быть наказанным.

[11.10.2010]